Донское поле в ХV и ХVІ в.в.
О поле, поле, кто тебя
Усеял мертвыми костями?
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы,
Кто на тебе со славой пал,
Чьи небо слышало молитвы?
Пушкин
Татары приняли магометанство, по словам Иос. Барбаро, в первой половине XIV в. Во второй половине этого столетия в Орде появляются смуты и волнения в борьбе за власть и она начинает ослабевать; в то же время московское княжество усиливается и уже помышляет о свержении татарского ига. Наконец, Орда распадается (1415 г.) на две части, собственно Золотую и Крымскую, и терзается постоянною враждою. Отдельные шайки татар под начальством изгнанных из Орды князьков-неудачников начинают разорять русские и мордовские пограничные селения в области р.р Оки и Суры. Считая их за простых разбойников, русские дают им отпор. Татары собираются в
значительные отряды и систематически грабят русские окраины. Так, в 1365 г. в рязанском княжестве произвел погром хан Тагай, налетевший с востока. В 1373 г. отряд, посланный ханом Мамаем, разгромил это же княжество и с большим полоном возвратился на юг 100). В 1377 г. царевич Арапша (Араб-шах) появился в области р. Суры и занес русским жестокое поражение на р. Пьяне, потом разорил Рязань и Нижний-Новгород. В следующем году татары вновь явились в рязанскую землю, но на р. Воже были разбиты вел. кн. Дмитрий Иван.( Дмитрий Иоаннович – Донской. Прим. К.П.) В отместку за это поражение татары в том же году разорили русские окраины, а в 1380 г. сам Мамай двинулся на Русь с целью окончательного ее разорения и порабощения. «Казним рабов строптивых!»говорил он в гневе: — «да будут пеплом грады их, веси и церкви христианския! Обогатимся русским золотом!”.
Войско его, более 150 тыс., состояло из татар, остатков половцев (кумык), турок, армян, наемных кавказских горцев и генуэзцев из Кафы (в Крыму) и других черноморских колоний. Все эти хищники, прельщенные обещаниями Мамая, с охотой шли в его полки, желая поживиться богатствами Москвы.
Это были последние усилия политики пап и их союзников татар. На помощь к Мамаю спешил ревностный католик, литовско-польский король Ягайло, недавно обращенный в христианство и получивший благословения папы на столь высокий подвиг. Мамай шел не спеша, поджидая Ягайло и уничтожая все на своем пути. «Яко лев ревый и яко медведь пыхая и аки демон гордяся”, говорить летописец. Он перешел Волгу и остановился кочевать по р. Воронежу 101). Все восточное Подонье им было разорено. Это обстоятельство и заставило донских казаков из городков Сиротина и Гребни присоединиться к Дмитрию Донскому.
Вскоре после поражения Мамая на Куликовском поле, в 1382 г. явился на Русь новый грабитель Тахтамыш, соединивший в своих руках Золотую и Синюю орды, а за ним гроза всего востока, страшный Железный Хромец — Тамерлан. Он прошел весь юг современной России и стер с лица земли все там живущее. Даже богатый и многолюдный
100) «История Рязанского княжества”. Иловайский стр. 102.
101) «Полное собрание рус. летоп.»Т. XI, 47. Карамзин. «Ист. госуд. Рос.»т. V, гл. 1. «Истор. казач.»стр. 188-198.
Азов подвергся той же участи (в 1395 г.). Многочисленное посольство, состоявшее из купцов венецианских, генуэзских, каталонских, бискайских и египетских встретило его на берегу Дона с богатыми дарами и ласками. Тамерлан успокоил их, но в то же время велел одному из эмиров занять город. Все дома и склады товаров были разграблены, а жители перебиты. Спаслись лишь те, которые успели уйти в море на судах. Таким образом, Азов и его богатства исчезли 102).
Диакон Игнатий, спутник митрополита Пимена, ехавший в 1389 г. рекою Доном от самого верховья до Азова, в записках своих говорит, что на своем пути они видели только развалины городов и то большею частью в верховьях Дона; все же остальное пространство «была пустыня, зело”. И действительно, после многих набегов татар на Рязанское княжество, южные его окраины, охватывающие р. Хопер с укрепленным казачьим станом Урюпиным, и все донское Поле представляли сплошную пустыню, покрытую могилами ее удалых рыцарей.
Посол Ивана III Марк Руф, ехавший рекою Доном в Азов и обратно сухим путем до Рязани, писал, что «на Дону, кроме земли да неба, они ничего не видели”.
До такого состояния была доведена татарами когда-то густо населенная и богатая естественными произведениями Донская страна, именуемая в наших летописях «Полем”, полем кровавых битв, рыцарской отваги и, молодечества 103).
С распадением и ослаблением Золотой Орды Поле делается ареной страшной идейной борьбы христианского казачества с народами мусульманскими: турками, крымцами, ногайцами, казанцами и астраханцами. К концу XV и началу XVI в.в. казацкие товарищества уже сновали по всем направлениям от Волги до Днепра, высматривая неприятеля и следя за его движениями. «От казака страх на Поле”, писал Иван III союзнику своему, крымскому хану Менгли-Гирею в 1505 г. И действительно, казачестве жестоко мстило своим притеснителям, не считаясь с политикой Москвы.
На новых, пограничных с Полем местах казачество образовало многие общины, известные в истории под следующими названиями, приведенными ниже. Казаки
102) Карамзин. Т. V, Гл. II.
103) К концу ХІV в. относится и переселение отряда донских казаков на р. Яик с атаманом Василием Гугнея. «Истор. казач.»стр. 198.
Рязанские, впервые упоминаемые в 1444 г., когда они вместе с московской ратью, прибежав по глубокому снегу на лыжах, вооруженные копьями, саблями и рогатинами, напали на отряд татарского царевича Мустафы, зимовавший в Переяславле Рязанском, и весь его истребили. В этой жестокой сечи, на берегу р. Листани, пал и Мустафа 104).
С 1468 г. появляются казаки в Москве 105). В пределах древнего княжества Северского, во всех главных и пограничных городах, как-то: Чернигове, Новгороде Северском, Стародубе, Путивле, Рыльске и др. основались казаки Северские или Севрюки, в состав которых входили частью Черкасы, остатки хазар и Черных Клобуков, частью переселившиеся, под давлением татар, с Дона 106). С 1491 г. появляются казаки в Мещере, под названием мещерских и городецких 107). С 1474 г. в Крымской орде, с 1491 г. в царстве Казанском, с 1502 г. — Астраханском, в Азове, раньше завоевания его в 1471 г.
104) «История Рязан. княж.”. Иловайский. стр. 151 и 152.
105) Царск. лет. стр. 385.
106) Рус. лет. по Никон. списку. VIII, 176 и 215. Акты Моск. Государ, архива, Кол. ин. дел. Дела Ногайские, связка № 3, лист 113, грамота ногайского кн. Юсуфа Ивану IV, 1549 г.
107) Собр. госуд. грам. и договоров, т. 1, 235, Посол. Дел. Двор. Кр. № 1, ст. 216.
турками 108). С 1515 г. упоминаются казаки Белгородские, стан которых первоначально располагался близ Аккермана, у Днестровского лимана, а потом под Путивлем 109); казаки в Очакове, у чуваш, мордвы, черемис, в Соловецком монастыре, при архимандрите Филиппе, впоследствии митрополите московском, и в многих других местах. В крымских итальянских колониях, Касффе и др. и в их окрестностях, также были казаки, выходившие на добычу в Поле и нападавшие на татарские улусы. Казаки эти, однако, не принадлежали к составу гарнизона этих колоний, а были людьми вольными 110). В уставе для генуэзских колоний на Черном море, изданном в Генуе в 1449 г., также говорится о казаках, нападавших на татар и угонявших у них скот111). В 1519 г. дают знать о себе казаки волжские и яицкие, ушедшие с Дона в конце XIV в. чрез Каспийское море на р. Урал и нападавшие на кочевавших за Волгой ногайцев 112).
Таким образом, с принятием татарами магометанства казачьи общины из Приазовья и Придонских степей разбросались по всем окраинам великой Русской земли, до Новгорода и Соловецких островов. Но главные их силы сосредоточились в пограничных с татарами местностях, в княжествах Рязанском, Северском, по верховьям Дона, Донца и по Днепру. Отсюда они стали вести наступательную и упорную борьбу с магометанством, отстаивая каждый шаг дорогой им родины.