Глава ІV-я.
Половцы и татары
Разноплеменная Хазарская монархия в XI в. окончательно распалась. Причиной этого распадения нужно считать, главным образом, несогласия приазовских народов с тюркскими племенами Прикаспия, исповедовавшими иудейство и магометанство. Еще в половине X в. (около 960 года) хазарский царь Иосиф писал главному министру испанского калифа, еврею Хасдаи-Ибн-Шапруту, что часть подвластных ему народов приняла закон Моисея при царе Булане от еврейских проповедников, другая магометанство. «Знай, что я с помощью Божию живу на р.Иттиль (Волге), при которой находятся три резиденции: в первой живет мать царя, во второй магометане и иудеи и в третьей сам царь», — писал Иосиф 83).
О приазовских городах и народах-христианах он не сказал ни слова, хотя упомянул, что в состав монархии входят Приволжье, Северный Кавказ и Черноморье, т. е.
82) Там же. стр. 151.
83) Письмо хазарского царя Иосифа было опубликовано на V археологическом съезде в Тифлисе в 1879 г. профессором Гаркави.
указал ту территорию, которая входила в союз хазарских народов еще в VII, VIII и в І-й половине X века. Видимо, приазовские и придонские казачьи общины уже откололись от магометанского востока и тяготели к Греции и Киеву. И действительно, чрез несколько лет (965 г.) Святослав уже громит хазарские поволжские города, и вслед затем все Приазовье делается уделом русских князей. Этого разгрома тюркские народы простить не могли и объединенными силами надвинулись на донские степи, называемые в старое время общим именем «Полем». Начинается упорная 2-х вековая борьба русских князей с этими тюркскими кочевниками и их союзниками Асами, оставшимися на Дону. Эти тюркские кочевники известны по русским летописям под общим именем «половцев», т. е. полевиков, степняков, обитателей Поля. Рубруквис в XIII в. назвал их команами, от «кум» — песчаная степь, т. е. тем же именем, как и русские, степняками. Этнографического же названия этого народа летописи нам не оставили, да и трудно было в то время придумать какое либо собственное имя целому союзу тюркских и азовских племен, обитавших от Днепра до Каспийского моря и Дагестана и управлявшихся многими князьями и ханами. Остатки этих тюрских племен теперь живут в Терской области, по берегам Каспийского моря, между р. р. Тереком и Сулаком, до Дербента, численностью до 100 тыс. душ и известных под именем Кумыков.
Владея Полем, тюрки-половцы, однако-же, не разоряли оставшиеся там хазарские города, населенные их союзниками Асами. Иначе чем же объяснит известия русской летописи, времен Владимира Мономаха, о том, что третий сын этого князя Ярополк Владимирович воевал в окрестностях Дона, взял три города в области половецкой: Балин, Чевшлюев и Сугров, пленил множество Ясов, там обитавших, и в числе их прекрасную девицу, на которой и женился. Русские князья нередко заключали с половцами мирные и союзные договоры, роднились с ними, выдавая замуж за их князей своих дочерей, и сами женились на половчанках. У половцев, вернее, у их союзников Асов Приазовья, впервые появилось и огнестрельное оружие. Хан Кончак шел на Русь, имея в своем войске огнестрельщиков. Летопись говорит: «Бо обрел мужа такого, иже стреляше живым огнем».
При появлении татар половцы первые подверглись нападению этих новых завоевателей, в виду чего они, склонив на свою сторону алан-Ясов, встретили татар
в Дагестане, у Дербентского прохода, и заманили их в тесные ущелья. Гибель татарского отряда была неизбежна, если бы подкупленные татарами половцы не изменили своим союзникам. Татары послали половцам богатые дары и велели сказать, что они их единоплеменники, т. е. такие же тюрки, что они-де не должны дружить с аланами-Асами, которые совсем другого рода. Половцы, обольщенные ласковыми словами и дарами, оставили союзников, и татары разбили Ясов. Вскоре главный половецкий хан Юрий Кончакович раскаялся в своей оплошности и хотел бежать в степи, но татары убили его и с ним другого хана Данила Кобяковича. Татары гнались за половцами до самого Азовского моря и в короткое время подчинили своей власти все народы от Дона до Кавказа: алан-Асов, Черкасов, Чигов, Гетов, Абхазцев и др., т. е. все казацкие общины Приазовья. Греческие историки Никифор Григора (ум. 1359 г.). и Георгий Пахимер (ум. 1308 г.) говорят, что Чиги, Геты и Абхазцы были покорены сыном Чингиз-хана Телепугой; что татарский полководец Нога подчинил своей власти все народы северных берегов Черного моря и что с татарами перемешались Чиги, Геты и Россы, приняли их нравы, образ жизни и одежду, служили в татарском войске и возвели могущество их на высочайшую степень славы 84).
Из русских летописей не видно, чтобы приазовские народы, входившие в союз с тюрками-половцами, при первом появлении в 1223 г. татар оказывали им упорное сопротивление; напротив, есть данные на то, что они подчинились им, по крайней мере многие из них, добровольно, даже в некоторой степени способствовали покорению России. Данные эти нижеследующие. Первоначально рассмотрим, что за народ были татары и зачем они пришли на Русь.
Под монголами или татарами нужно понимать не один какой либо народ, а целую эпоху, в которую Тимучин, сын Есукая Багадура, т. е. богатыря, был провозглашен своими вассалами, кидяцкими ханами, на народном сейме в 1211 г., в северной части Монголии, на юге от нынешней Иркутской губернии, Чингис-ханом, т. е. Великим ханом, по современному — императором 85).
84) Известия визант. истор. Часть III. О Россах и Варягах. Гл. IV, стр. 135 и 136. Штриттер. Изд. 1774 г.
85) По японской истории, Есукай был одним из японских принцев, изгнанный братьями с своими приверженцами на материк после неудачной борьбы за престол. Он происходил из царского рода Киото Борджигенов. Первоначально он вел жизнь разбойника, пока не основал своего ханства. Малолетнему сыну своему Тимучину он оставил уже до 40 тыс. семейств — данников. «Генеалогия татарских ханов». Абул-Гази. Библ. вост. ист. Т. III. 1854 г.
Этот Великий хан в короткое время, собрав огромную армию, разгромил Китайскую империю, потом Тибет и другие соседние владения, и двинулся на запад, в Среднюю Азию. В Средней Азии в то время господствовали две монархии, одна — Уйгурская, на границах Малой Бухарти, где с V-VII в. стали появляться науки и искусства, достигшая к концу XII в. особенного процветания. Уйгуры были веротерпимы и, не стесняя идолопоклонства и магометанства, предпочтение отдавали христианам несторианам, занесшим туда сирийскую клинообразную письменность, распространенную потом ими между многими тюркско-монгольскими племенами Азии. Господствующим сословием и более просвещенным в этом царстве были Баски, жители древней Бактрианы, арийцы, исповедовавшие христианство, несторианской и кераитской сект. Это были купцы, чиновники и правители областей, а также ученые-книжники, художники и проч.
Вторая монархия турок сельджуков, простиравшаяся в конце XI в., при султане Челаддине, от Каспийского моря и Малой Бухарии до р Ганга, Палестины и Никеи, а в конце XII в. владевшая только Хивой, Бухарией и частью Персии. В этой магометанской монархии также процветали науки и искусства.
Уйгуры подчинились Чингисхану добровольно, но Магомет ІІ-й, сильный и гордый хан Хивинский или Харазский, не принял предложенной ему Чингисханом дружбы и даже умертвил его послов. Тогда Чингисхан прибегнул к суду неба и меча; три ночи, как говорит его историк, он молился на горе и потом торжественно объявил, что Бог в сновидении обещал ему победу устами христианского епископа, жившего в земле Уйгуров. Это обстоятельство привлекло на его сторону христиан всей Средней Азии. Начались страшные опустошительные битвы, кончившиеся полным разгромом тюркской монархии. Магомет ІІ-й укрылся на одном из островов Каспийского моря и там лишил себя жизни. За оказанные услуги христиане пользовались особенным благоволением Чингисхана и он дал им полную свободу вероисповедания: даже просвещенных и искусных во всем Басков освободил от всяких податей и поставил их чиновниками по внутреннему управлению в завоеванных странах; эти чиновники назывались баскаками, т. е. свободными или белыми басками (ак по-татарски — белый). 86) Таким образом армия Чингисхана состояла из
86)Ист. госуд. Рос. Карамзин. Т. III, гл. VIII.
Ист. казач. Гл. XI, «Татарское нашествие». стр. 168-170.
многих тюркско-монгольских и арийских народов Азии (более 24 племен); собственно монголы в ней составляли лишь незначительную часть, если не считать киргизов и калмыков, также входивших в состав этой армии 87). Руководителями и вообще вдохновителями похода на Россию, кончившегося ее покорением, были, как показали исторические изыскания, агенты римского папы, католическое духовенство, рыцари храмовники, или тамплиеры, и итальянские инженеры 88). Дело в следующем. В то время, как на востоке Азии появился завоеватель Чингисхан, в Европе шла ожесточенная борьба между византийским и римским патриархами за первенство, с преданием один другого анафеме. Папы все меры употребляли к подчинению восточной церкви западной. В средствах они не разбирались. Для них все средства были хороши. «Цель оправдывает средства», был их девиз. С востока на Византийскую империю напирали турки и сарацины и отнимали одну область за другой. Папы относились к этому равнодушно и если обещали помощь, то только при условии подчинения восточной церкви западной. Единственными помощниками грекам во всей этой борьбе были православные дунайские славяне и русские, охотно шедшие к ним на службу вместе с своими безудельными князьями.
Крестовые походы, предпринятые западно-европейскими государями для освобождения Святой Земли от магометан, под руководством пап, не достигли своей цели, но зато послужили для усиления авторитета пап. В 1204 г. 12 апреля крестоносцы, не достигнув Палестины, разграбили Константинополь и на развалинах его основали так называемую «Латинскую империю. Граф Балдуин Фландрский *) был избран первым императором. Папы торжествовали. Заветная мечта их исполнилась. Византийские императоры перенесли свою резиденцию в Малую Азию, в г. Никею. Началась ожесточенная борьба православия с католицизмом, в которой славяне и особенно русские играли первенствующую роль. Новая католическая монархия дрожала и в 1262 г. была окончательно сокрушена теми же славянами и добровольцами русскими. Видя такой оборот дела, папы обратились за помощью к новому могущественному завоевателю Чингисхану. Никто более не годился для разгрома как палестинских
87) Русские летописцы часто говорят, что у татар были головы с котел, т. е. очень большие. Насколько мы знаем, татары вообще не отличаются величиной головы, между тем как у калмыков головы действительно велики.
88) «История казачества» Гл. ХІ. «Татарское нашествие». стр. 162-184.
*) В исполнении союзного болгаро-греческого плана, весной 1205 г. жители Димотики, Одрина и Аркадиопола убивают часть латинян, других берут в плен, а третьих прогоняют. Болгарский царь Калоян вмешивается в события и приближается с многочисленными войсками к Одрину. 14-го апреля 1205 г. у стен города происходит ожесточенная битва, в которой погибает цвет латинского рыцарства. Сам император Балдуин пленен и отведен в Тырново, столицу Болгарии, где умирает. /прим.К.П./
мусульман, так и православных восточных христиан, славян и русских, громивших латинскую империю, как этот страшный завоеватель. Одновременно с этим, для верности удара, папы стали вооружать на русских шведского правителя престола Биргера, тевтонов, меченосцев и Литву. Папою и французским королем Людовиком Святым к Чингисхану были отправлены тысячи посланцев, агентов-дипломатов, инструкторов и инженеров с стенобитными машинами и огнестрельным оружием, а также лучшие европейские полководцы, рыцари тамплиеры.
Чрез армян, живших в захваченной крестоносцами Армении, папы вошли в сношение с несторианами Средней Азии, склоняя их к скорейшему походу на Россию и обещая от этого большие выгоды. Эти-то ученые книжники и администраторы, пользовавшиеся расположением Чингисхана, и были авторами его законов «Ясу», в которых ко всем сектам христиан выражена несвойственная Азии терпимость 89).
Кроме того, в Ясу, под влиянием иезуитов, было высказано дозволение с разными льготами переходить из православия в католичество, чем воспользовались в то время многие из армян, образовавшие впоследствии армяно-католическую церковь.
Для прикрытия папского участия в походе на Россию и в угоду азиатам, главные официальные должности даны были лучшим туземным полководцам, второстепенные же католикам и азиатским христианам. Начальниками штабов, секретарями и проводниками были большей частью армяне-католики, которые, имея издавна во многих городах России торговые склады и связи, знали хорошо географию этой страны, пути сообщения и ее слабые стороны, а также раздоры и бессилие русских князей, их смуты и неурядицы.
Боясь обличений своего злейшего врага, германского императора Фридриха II, папа всячески старался замаскировать и скрыть от него истинное положение вещей и в открытых сношениях с западно-европейскими государями всю вину за бедствия восточных христиан слагал на диких завоевателей, оставляя себя в стороне и в тени, пока Фридрих не изобличил его в этой недостойной политике, за что и получил, чуть ли не в десятый раз, отлучение от церкви 90).
Монгольское нашествие на Россию случилось как раз в то время, когда греки и православные славяне боролись с
90) Там же. стр. 179. На анафему папы Фридрих II сказал, что все это басни лже-наместника Христа и что его самого (папу) ждут черти в аду.
латинами на Балканском полуострове, а мусульмане громили палестинских крестоносцев; в то же время шла борьба папы с Фридрихом ІІ, во владениях которого было много православных славян (в нынешней Австро Венгрии). Примирившись с Фридрихом, папа Гонорий III в 1217 г. стал готовить пятый крестовый поход. План похода — одновременный удар крестоносцев и татар на палестинских мусульман, которых ненавидели монголы за упорное сопротивление, оказанное в Туркестане, при Магомете II. Этот план был сообщен Чингисхану. Тот послал сильный отряд в Грузию и Армению на помощь укрывшимся там от мусульман крестоносцам и армянскому королю, католику французу Гетуну. Но тут папа, видя плохой оборот дела на Балканском полуострове, уведомил Чингисхана, что крестовый поход отложен до 1227 г. и просил послать отряд для обуздания русских, вредивших его делу под Византией. Часть закавказских войск была двинута чрез Дербентский проход на юг России.
Теперь вкратце коснемся положения Киевско Суздальской Руси в XII в. Еще Владимир Святой при жизни раздал многие области и города в управление своим сыновьям. Так сделал и сын его Ярослав Мудрый. С течением времени княжеский род до того размножился и разделился на ветви, что почти в каждом значительном городе оказался свой князь.
Все эти многочисленные удельные князья постоянно враждовали между собою, отнимали друг у друга села и города и даже целые области, разоряя и избивая ни в чем неповинных жителей. Великих князей киевских, а потом суздальско-владимирских удельные почти что не признавали и некоторые даже старались отнять у них великокняжеский престол. Постоянные ссоры, войны, сопровождаемые хитростью, коварством, насилиями, предательством и клятвопреступлениями, при полном невежестве народной массы и даже самих князей, — вот картина удельно-вечевого периода России ХІІ и ХІІІ в. в. В спорах за уделы князья нередко призывали к себе на помощь своих врагов половцев, ляхов и даже венгеров, которые уже не щадили достояния русского народа и старались из этого извлечь для себя как можно больше пользы. Могли ли питать доверие и уважение к русским князьям приазовские народы в период нашествия на Русь татар, гарантировавшим им свободу вероисповедания и личную безопасность. Ответ получится отрицательный.
Вот почему народы Приазовья, известные по русским летописям под именем Хазар, Асов или Ясов, Казахов или Казаков, Черных Клобуков (шапок) или Черкасов и Бродников, т. е. людей свободных, частью переселившиеся в X-XI в.в. под давлением тюрок половцев в Киевские области, в период татарского нашествия остались на своих старых местах и, получив разные льготы, добровольно вступили к татарам на службу, составляя в их войске передовую конницу и ханскую охрану, а также конвой татарских чиновников баскаков 90).
Руководя завоеванием России, латинские инструктора дали татарским войскам правильное военное устройство, подобное древне-римскому, разделив эти войска на легионы, имевшие каждый свой номер. Многие монголо татарские народы и до сих пор, как например, киргизы, калмыки и др., сохранили родовые имена, происшедшие от цифры, данной легиону, в состав которого они входили во время Чингисхана, или от цвета знамен. Найманы — восьмой, дурботы — четыре, тюмень — десять тысяч, кек-тюрк— голубое знамя и т. п.
Исследования татарских укрепленных станов у села Болгар, Казан. губ., близ г. Царева и в других местах показали, что они имеют большое сходство с западно-европейскими бастионными, тенальными и др. системами. Найденные при раскопках вещи из белого и цветного хрусталя, крестики, бусы, сосуды, металлические, эмалевые, маиоликовые и др. вещицы напоминают работу венецианцев и генуэзцев 91). При осаде русских крепостей татары употребляли тараны — стенобитные машины, метали громадные бревна и каменные ядра, стреляли живым огнем, т. е. имели огнестрельное оружие и пушки, а также и другие хитрые орудия и машины, которых русские до того времени не видали, но которые были хорошо известны крестоносцам и западным инженерам и артиллеристам. Кроме того, у татар были в ходу науки и искусства, календарь, географические карты и проч. Всего этого у них впоследствии не оказалось; все с собой увезли, сделав свое дело, западные руководители. Татары, как были, так и остались полудикими кочевниками.
Самое название «татары» не восточного происхождения, а западного, от латинского tutari (тутор) — наблюдатели, охранители; так назывались первоначально наблюдательные, полицейские
90) Карамзин. Т ІІ, гл. VII. Татищев. Ист. Рос. Кн. 3-я, изд. 1769-74 г.-Болтин. Крит. прим. на ист. к. Шербатова. Прим. на «Историю древн. и нынешн. России» Леклерка. 1788 г. - Истор. казач. стр. 183.
91) Ист. каз. стр. 171-172
сторожевые посты, сторожа при награбленном имуществе, а впоследствии целые отряды и корпуса, а также и гарнизоны в покоренных городах. Орда — от латинского ordo —«строй», порядок. От этого французско-немецкие: ordre, Ordnung, ордонанс-гауз, орден, ординатор и др. Названия «орда» и «татарин», как для самих татар, в особенности касимовских и казанских, являющихся остатками прежних славянских народов Волги — Волгар или Болгар, так и для других монголо-тюрских племен представляются обидными и часто вызывают или недоумение, или обиду. Для них эти слова считаются иностранными.
|