Казачество * История Дона и Донского казачества Вход
   Статьи по теме  

В.А. Ларенок Меотские древности или рассказ о древних  жителях Ростова

Заселение нижнего Дона и Приазовья от киммерийцев до казачества

Т. A. Скрипник. Амазонки в античной традиции

E.E. Фиалко. Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам

Е. П. Савельев. Археологические очерки Дона. Выпуск ІІ-й. Городища дельты Дона. Часть I. Река Танаис

Е. П. Савельев. Амазонки. Глава из книги История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое исследование в трех частях. Часть І. Предки казачества. Из Главы VII.

М. И. Артамонов. Средневековые поселения на Нижнем Дону

В.А. Ларенок, П.А. Ларенок. Некоторые черты погребального обряда некрополя Кобякова городища первых веков н.э.

А. Сидоров. Краткая история донского казачества

Е. П. Савельев. Типы Донских казаков и особенности их говора

М.И. Крайсветный. О роли народов Кавказа в раннем этногенезе донского казачества


   Лента путешествий  

 Без приключений
 Зимнее Провалье
 Елань моей мечты
 Жёлтая река
 У подножья белых гор
 Завтра будет весна
 На границах времён
 Хутор Дубовой. Век спустя
 Новые просторы
 Чудесное Мержаново
 Вдоль Кадамовки
 Сквозь ливни
 По донскому займищу
 В Чертково на кулички
 Пляжный отдых в Цимлянске
 Тайна камней Лепетюхина
 Утро на Песковатке
 Белая балка
 Ледяной туман
 Осеннее тепло
 Осенняя рыбалка на Дону
 Река, вода, гора
 По грязи к скалам
 На песчаном перекате
 Жаркий полдень – плоский свет
 Бросок по Левобережью
 Майский калейдоскоп
 Весенний марафон
 Воскресный день в Гуково
 Мечта сбывается
 Осень на Калитве
 Снежная поездка
 На двух колесах по тракту
 Прямоликие Криворожья
 Мелеховская. Утро туманное...
 Мелеховская. По станице
 Осень среди скал
 Вечерняя прогулка
 Ночь на Чиру
 Каменная балка
 Мелиховская - Пухляковский
 Вёшенская. Лето-2011
 По берегам Калитвы
 На реке, на Быстрой
 Май у Авиловых гор
 Хутор Ленин
 Кости скифа
 Весенняя лихорадка
 Балка Дубовая
 Хутор Богачев
 Лёгкое дыхание зимы
 Просто на память
 Осень в пойменном лесу
 Грибы Донских степей
 Верхний Попов и Дядин
 Балка Западная
 Степная река Кагальник
 Скалы, гроты и красоты
 На древних просторах Подонья
 Волошинский пруд
 Станица Бессергеневская
 Каменская астроблема
 Золотые Горки
 Парамонов — Степной Кут
 Мелиховский юрт
 Парамонов: образцовая улица
 Верхнедонской район
 Большая Белая Круча
 Вот и зима...
 Зимний лес
 Фотоэкстрим +40
 Атаманское лесничество
 Вячеслав — Парамонов
 По балкам и родникам
 Хутор Донской Государев
 По каналам Левбердона
 К истоку Аксайки
 Туманы реки Калитвы
 Лысогорка в мае
 Мусорный ветер
 Весна Сухого Несветая
 Степь да степь кругом
 Выезд на грани весны
 Три Брата и Шар желаний
 Кагальницкие плавни
 Рыба горячего копчения
 Синий курган
 Рождественские катания
 Городищенская лесная дача
 Жемчужина Северского Донца
 Донбасский коктейль
 Да, скифы мы...
 Остров Куркин
 Галопом по Калитве
 Раздорские склоны. Ч.3
 Раздорские склоны. Ч.2
 Раздорские склоны. Ч.1
 В тоннелях Большого Лога
 Фотоэкстрим
 О камнях и не только... Ч.2
 О камнях и не только... Ч.1
 Тайны горы Городище
 Верхний Дон: от М до М
 Каменный
 Кундрюченский анабазис
 Вброд и вперёд!
 Дорога в никуда
 Морская — Мержаново
 Рыбалка на Верхнем Дону
 Три дня вдоль Тузлова
 На склонах Мержаново
 Фидер за третьей косой
 Затерянный мир
 Большой Камень
 Прогулка по Белому Каньону
 Другая гора Городище
 Донец. Рыбалка в октябре
 За судаком и щукой
 Река Сухая
 Каменное поле - отгадки
 По следам метеорита
 Дикий мир Моря
 Типичные кучугуры
 Гребля и Море
 Владимировский карьер
 Большая Излучина Дона
 Загадки каменного поля
 Дикие камни горы Городище
 Белая Калитва. Две Сестры
 Белая Калитва. Пигарька
 Вдоль Дона на велосипеде
 Ростовский Стоунхендж
 Лучшая осенняя рыбалка
 Аксай. Таможенная застава
 Старочеркасск. Ратная церковь
 Старочеркасск. Колокольня
 В ноябре под Багаевкой. Ч.1
 В ноябре под Багаевкой. Ч.2
 Старочеркасск. Собор
 Ночь на Дону
 В Манычскую за рыбцом
 Вёшенские хождения
 Вёшенская. Часть 3
 Вёшенская. Часть 2.
 Вёшенская. Часть 1.
 Крынка
 Путешествие в Багаевку
 Путешествие в Лысогорку
 Богудония
 Кобякова балка
 Прогулка по Зелёному острову


 История Донского края
 
   Евграф Савельев. История Дона и Донского казачества  

Часть 1-я. Древность казачества.

Вместо предисловия   Асуры-Асы и Геты   Геты-Азы и Инды Приазовья   Тмутараканская и Донская Русь   Половцы и татары   Бродники. Епархия Сарская и Подонская   Донское поле в ХV и ХVІ в.в.   Казаки Азовские, Белгородские и Новгородские   Общий вывод

Глава ІІІ

Тмутараканская и Донская Русь

Тмутаракань киевских летописей X-XI в. у Константина Багрянородного названа Таматархой, что представляется правильней, так как название это произошло от г. Томи и тарх, или торг. Рядом с этим Константин употребляет и упрощенное название «Матарха». В средневековых еврейских надписях встречается «Матерка», у Нубийского географа —«Метреха», у арабов и генуэзцев — «Матерха», у Рубруквиса — «Матрига» и «Матерха», на итальянских картах ХІV и XV в. «Матрека» и «Матрага» 66).

В 1170 г. греческий император Мануил дал Венеции разрешение на торговлю с городами «Росией» и «Матархой». На карте Эдризи, составленной выдающимся арабским географом в половине XII в.недалеко от устьев Дона, названного у него Русской рекой, помещен г. Росия, на восток от него — Матарха, близ которой впадает р. Сакир (Сак-ир), т. е. река Саков, считаемая очень многими критиками за Кубань 67). К юго-востоку от р. Сакира — Белая Кумания и Черная Кумания, а к востоку Хазария и Алания. На карте 2-й половины XV в. Бенниказы на месте Миусского лимана помещен «Русский залив», на северной стороне моря — порт Ризаво, а в устьях Дона г. Тана и Cassar degli Rossi. На месте нынешнего Темрюка — Матрига 68).

65) Саркел — царская крепость — был построен в половине IX в. греками по просьбе хазарского царя, на гарнизон в 300 человек, для защиты от печенегов, кочевавших в то время в волжских степях, близ Переволоки. «Истор. казач». стр. 143-145.
66) «Розыскания о начале Руси». Иловайский. стр. 332.
67)Персы скифов называли Саками, а впоследствии и славян. От персов это название перешло к арабам: Секлаб, Саклаб и Сакалиб и к татарам — Саклаб.
68) После разрушения Танаиды в I в., на правом рукаве Дона, Мертвом Донце, была построена во II в. вторая Танаида, просуществовавшая до V в. Где ныне г. Азов в VI в. была построена 3-я Танаида или Тана.

В Ипатовской летописи под 1170 г. говорится о путях Соляном и Залозном. Проф. Брун в статье, помещенной в записках Одесского общества, т. V, «Следы древнего речного пути из Днепра в Азовское море», говорит, что пути эти шли от Днепра к соляным озерам Перекопским, Геническим и Бердянским по р.р. Калмиусу и Миусу. По этой дороги днепровская Русь, а потом запорожцы ходили в Азовское море и чрез Керченский пролив — в Черное. От Миуса, на возвратном пути, они около мили шли волоком до р. Волчьи Воды, а потом спускались в р. Самару, приток Днепра. Эти реки, по обилию лесов, в то время были судоходны. Вот почему на карте Бенникаты Миусский лиман назван Русским. Этим же путем Тмутараканская Русь сообщалась с днепровской 69).

Христианство в Приазовье, как сказано выше, стало распространяться с первых веков нашей эры. Апостол Андрей, после вознесения Христа, посетил приморские страны Понта. Чрез Крестовый перевал (на Военно-Грузинской дороге) он пошел в страну Джигетию, (область р. Кубани), потом в Готию и Тавроскифию (Крым), был на Боспоре, где ныне Керчь, и даже на Днепре. Ученик его Симон Зилот, по прозванию Каконит, оставшись устроить новую паству, принял мученический венец на восточном берегу Черного моря, где ныне Ново-Афонский монастырь. 70).

Апостольская проповедь в странах Приазовья пустила глубокие корни. При Юстиниане І-м (527-565) христианство на восточном побережье Черного и Азовского морей делается господствующим, появляются новые города с храмами и монастырями под прикрытием сильных крепостей. У приазовских народов богослужение совершается на их собственном языке. Об этом говорят Иоанн Златоуст (IV в.) и современник его Блаженый Иероним: «Гунны изучают псалтырь, хладная скифия проникается пламенем истинной веры, рать белокурых Гетов носит с собою походные церкви» 71). С IV же века в Приазовье учреждается особая епископия, а потом и архиепископская кафедра. В XIII в., судя по известиям греческого историка Георгия Кодина, архиепископ Чигии возвышен в сан митрополита.

69) Рубруквис, французский посланник к Батыю, в 1253 г. говорит, что все пространство к западу от Дона было покрыто непроходимыми лесами. Бауман в 50-х годах XIX столетия писал, что нигде в Южной России нет  столько остатков бывших величественных лесов, как в земле войска Донского, а в особенности в Миусском округе.
70) Гражданский Синоксарий VIII и IX в., хранящийся в Сионском соборе г. Тифлиса. «Сбор. Матер. по описи местн. и племен. Кавказа». Т. 26.
71) «Истор. казач.» стр. 132-134.

В уставе греческого императора Льва Философа (886-911 г.) «О чине митрополичьих церквей, подлежащих ведению патриарха Константинопольского», на 60 месте названа церковь Русская, а следующая за ней церковь Аланская. В числе архиепископий на 29 месте Боспор и на 39-м Метраха (Тмутаракань), рядом с Готией, Судгией и Фулой (города в Крыму). Русская церковь, упоминаемая на 60-м месте, не могла быть Киевской, т. к. ни в одном из актов времен Олега не говорится о крещеной Руси, а отдельные случаи обращения в христианство днепровских Руссов не могли дать повода ставить эту церковь именно на Днепре; договор Олега с греками также молчит о христианской Руси, между тем как летописи времен Игоря и его договор с греками ясно говорит, что христиан Руссов приводили к присяге в церкви св. Ильи, находившейся в Казарском конце города Киева. Следовательно, Русская и Аланская церкви, указанные в уставе Льва Философа, были в Приазовье, и город Россия, отмеченный на древних картах в устьях Дона, служил местопребыванием церковного владыки.

Древние историки смутно упоминают еще об аланской крепости, стоявшей где-то близ устьев Дона, называя эту крепость Ас Кала, т. е. крепость народа Ас.

С ХІ в. в той местности делается известным город Азов, называемый итальянцами по прежнему, даже и в XIV в., Таной 72). Некоторые арабские историки, а потом и турки, этот город называли: Адзак, Ассак, Казава, Казова, Хазова и Казак, т. е. город народа Азов-Саков, Казаков.

Что православное русское население на месте нынешнего Азова существовало раньше XI в. и даже раньше X и IX, можно судить по нижеследующим данным. В Азове издревле существовал православный храм во имя Иоанна Предтечи, который, по старинному преданию казаков XVII в., считался покровителем этого города. Как план этого храма, представлявший в первоначальном своем виде простой квадрат, так и церковная утварь, небольшой колокол в виде широкого конуса, а в особенности храмовая икона, помеченная при ее написании датой 637 г., ясно свидетельствуют о том, что постройка этого храма относится к VI-VІІ в. Планы древних церквей в виде простого квадрата и теперь видны на остатках развалин храмов во многих местах

72)В 1889 г. в Азове была найдена намогильная мраморная плита венецианского консула «в Тане и во всей Хазарии» Иакова Карнаро, ныне хранящаяся в Донском музее и относящаяся, судя по надписи на ней, к 1302 г. Таной с XII в. владели венецианцы, потом генуэзцы, то те и другие, попеременно, имея там свои торговые склады.

Крыма и Абхазии. Так строились храмы в веке Юстиниана, т. е. в VІ в. и ближайших за ним. С некоторыми изменениями квадратного плана и фасада древневизантийский стиль был в XI-XIII в.в. занесен и в Росиию 73).

Хазары имели правильное гражданское устройство и построили в пределах своих владений много укрепленных городов, следы от которых сохранились и до настоящего времени.

Из них по летописным сказаниям известны: Осенев, Сугров, Шуракан, Руком, Балин, Чевшлюев, Итиль или Атель, на Волге, Мажар на р. Куме, близ села Прасковеи, Ставропольской губернии, Беловежа, который некоторые почему-то смешивают с крепостью Саркел, Ахас или Аказ (Белый или свободный город народа Аз), просуществовавший до конца XIV в. и др. 74).

Города Балин, Сугров и Чевшлюев были в окрестностях Дона; население их состояло из народа Ясов или Асов 75). Мажар или Маджар, на р. Куме, при впадении в нее р. Буйволы, судя по развалинам и найденным при раскопках предметам, был большой торговый город с фабриками и заводами, садами, громадным водопроводом, башнями и христианскими храмами. В 1837 г. найдены развалины древней церкви, церковные кресты, масса медной посуды, босфорские, хазарские, персидские, арабские и татарские монеты и целые горшки (в кургане около села Покойного) с айданчиками 76).

Арабские историки Маджары называют хазарским городом, а некоторые даже столицей Хазарии. Самое название Мажары (древнее Мас-ары — Великие ары)арабы переделали в Маджары, от маджус — неверные, язычники и ары — арийцы, из страны Арии.

В Дербентской летописи VIII в. и в нашей под 1319 годом, по поводу убиения в Орде князя Михаила Тверского,

73) «Ист. казач. Стр. 275 и 276.
Донские казаки, после знаменитого «Азовскаго сиденья», в 1643 г. вывезли из Предтеченского собора г. Азова всю церковную утварь, иконы и колокол. Древняя икона Иоанна Предтечи с датой-637 г., колокол и некоторые другие вещи хранятся в Донецком монастыре, Воронежской губ., Богучарского уезда, принадлежавшим до 1708 г. казакам, остальная утварь оставлена в Старочеркасском соборе. Планы древнегреческих церквей исследованы академиком Ознобишиным в 70-х годах прошлого столетия.
74) «Ист. каз.» Стр. 146-150. «Хазары-беловежцы и переселение их на Днепр».
75)Карамзин. «Ист. госуд. Рос.» Т. II, стр. 78.
76) «Мажары» и «Развалины Древнего хазарскаго гор. Мажары» Г.К. Прозрителев. Ставрополь. 1905 и 1911 г. При раскопках городища между хут. Недвиговским и Синявским, вторая Танаида, основанная во II в. по Р. X., после разрушения первой в І-м в., также было найдено много айданчиков. (айданчик — ‘косточка из коленной чашечки овцы или свиньи для игры. /прим. К.П./)

Древний Ахас г. Маджар изображается значительным и торговым. Он был разрушен Тамерланом в конце ХІV в. Некоторые историки стараются связать название этого города с кочевым народом Мадьяры, проходившем по нашим летописям, на запад в 888-898 г.г., а потом разорившем Паннонию (Шлоссер. Немецк. истор., т. II стр. 483, 484 и 510). Эти полудикие кочевники могли быть только подданными хазарских Маджар, но не могли быть основателями города.

Город Ахас, по описанию Герберштейна, бывшего в России в начале XVI в., находился в 4-х днях пути выше по Дону от Азова, Донец же впадает в Дон, по его словам, в расстоянии 3 дней пути, считая день 30-35 верст 77); следовательно, город этот был близ нынешней Золотовской станицы, где есть действительно развалины когда-то существовавшей там большой крепости с каменными и кирпичными стенами и башнями, на острове, незатопляемом весной, между старым и новым Доном. Городище это никем не исследовано, а между тем раскопки дали бы богатый материал для истории Дона, т. к. город этот исчез во время нашествия на Россию страшного татарского завоевателя Тамерлана в 1395 г., когда им был разрушен до основания и Азов, и жители, защищаясь от врагов, могли скрыть свои сокровища в подземельях домов и крепостных башен. По городищу разбросано много небольших курганов с мусором, с признаками пожарища, а от удара ломом по камням оснований башен слышен гул от пустот подземелий. Это остаток когда-то торгового и цветущего города народа Ас — Акаса 78).

Из других развалин хазарских городов известны: Поповское, близ хут. Попова Цымлянской станицы, где найдены остатки древнего христианского храма, кресты, монеты X в. и проч., Рыгино, близ станицы Каменской, Усть-Сальское, близ Семикаракорской станицы, Крымское, при хут. Крымском, Кочетовской станицы и др., разбросанные по р.р. Медведице, Хопру, Бузулуку, Иловле, Донцу, Воронежу и др. Все эти городища расположены на существовавших тогда водных и караванных путях, шедших от Волги на Азов или от Дербента чрез Мажары и от Военно-Грузинской дороги на перевозы Цымлянский, мимо Поповского, и Бабский близ Константиновской станицы, мимо Золотовского, т. е.

77) «Записки о Московитских делах.» 1517-1526 г. Герберштейн.
78) Ак — по татарски белый, свободный. Карамзин (т. VІІ, гл. IV) говорит, что существовала древняя поговорка: «Имей только огонь и соль, а все остальное найдешь в Ахасе»

г. Ахаса, и далее на север или на Киев по р. Донцу, мимо Ригинского. По всем этим трактам видны остатки когда-то существовавших там караван-сараев и линии больших сторожевых курганов, расположенных по гребням. 79).

Тмутараканская и Донская Русь досталась в удел сыну Владимира Святого (от Рогнеды) Мстиславу, Этот храбрый и предприимчивый князь в союзе с греками уничтожил последний оплот коганов в Тавриде и отдал этот полуостров своим союзникам. Вскоре он подчинил своей власти и остальные казацкие общины, жившие за Кубанью, известные у Нестора под именем Касогов, по другим — Касагов, а у греков — Касахов, т. е. казаков. Подчинение это было добровольным. В избежание битвы, предводитель Касогов Редедя предложил Мстиславу единоборство, говоря: «на что губить дружину? Одолей меня и возьми все, что я имею, жену, детей и страну мою». Мстислав бросил оружие и схватился с великаном. Он остался победителем. Дружина Редеди и вся страна добровольно подчинилась Мстиславу. С помощью казацкой конницы Мстислав, по смерти Владимира, отнял у брата своего Ярослава Чернигов и Киев, но потом изъявил редкое великодушие и уступил великокняжеский престол старшему брату, оставив за собой левую часть Днепра с Черниговом и Тмутараканское княжество.

Приазовье оставалось во владении русских князей до времен Владимира Мономаха, когда усилившиеся в степях половцы окончательно отрезали Дон и Кубань от Днепра и казацкие общины, занимавшие земли по восточным берегам Азовского моря, были предоставлены самим себе, отстаивая свою независимость в течении несколько веков. 80). Еще до похода на Дон и Волгу Святослава, некоторые казацкие общины из Приазовья перешли на Днепр и стали там известны под именем черных клобуков (черных шапок), Черкасов, хазар-беловежцев, Казахов и Казаков. Укрепленные их станы, в верховьях Остера, в 120 в. от Чернигова, при устьях Днепра и Буга и других местах, назывались Беловежами, т. е. свободными городами 81). Но самым недоступным их местопребыванием были Днепровские пороги. К концу X в. эти Черкасы-Казаки стали уже

79) «Истор. каз.» стр. 149. «История торговли на Дону» 1905 г. Е. Савельев. стр. 3-14.
80) «Ист. каз.» гл. ІІІ. «Черкесия и ее  прошлое».
81) Там же. стр. 148 и 150.

грозою для соседних враждебных племен. Видя их силу и храбрость, польский король Болеслав Храбрый, в борьбе с братьями за престол, пригласил (992 г.) казачество к себе на службу и с его помощью поотнял у братьев уделы и, таким образом, распространил границы своего государства от Дуная и низовьев Днепра до Балтийского моря 82).

Черкасы-казаки


Геты-Азы и Инды Приазовья | Страница 4 из 9 | Половцы и татары

Опубликовано с разрешения правообладателя. Источник: http://www.passion-don.org/historydon.html


Реклама:
История | Археология | Религия | Казачество