Некрополь Кобякова городища
Археологические спасательные раскопки по проекту: «Строительство торгового комплекса METRO Cash and Carry»
Научный редактор Ларенок П.А.
Ростов-на-Дону,
© ЗАО «НПО «Наследие Дона», 2008
© РРО ВОО «ВООПИиК», 2008
Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI
Глава I
ОТКРЫТИЕ
В 1437 г. в канун дня св. Екатерины (25 ноября) семеро итальянских купцов из Таны собрались в доме одного из них – Бартоломео Россо. Среди них были известные люди, чьи имена и деятельность связана с историей средневекового золотоордынского города Азака и итальянской фактории Таны: Франо Корнаро, брат знаменитого Якобо Корнаро, Катарин Контарини и автор записок «Путешествие в Тану» Иософат Барбаро. Они обсуждали историю, рассказанную неким Гульбетдином о кладе, зарытом в одном из курганов неподалеку от Таны. Купцы пришли к соглашению отправиться на раскопки этого клада, о чем сделали запись, скрепленную клятвой. Были наняты 120 купцов с оплатой за месяц работ, по три дуката каждому. Купцы запаслись одеждой, продовольствием, оружием и инструментом и по льду реки Дон на санях отправились к кургану. Уже на следующий день экспедиция прибыла на место, так как оно находилось всего лишь в 60 милях от Таны на берегу реки. Иософат Барбаро описывает, как выглядел курган. В высоту он имел пятьдесят футов,
сверху был плоский. На плоскости расположен еще один курган, похожий на крутую шапку с полями вокруг.
|
В 2007 г. участок некрополя Кобякова городища исследовала объединенная экспедиция трехархеологических организаций. На раскопках работало до 50 человек. |
Второй курган имел высоту 12 футов. Диаметр нижнего равнялся 80 футам. «Мы начали врезаться и копать на плоскости большого кургана, там, где находился меньший курган. Мы имели намеренье проникнуть внутрь снизу вверх, до самой верхушки, и хотели проделать широкий ход, идя в длину» - сообщает автор.
Но грунт внутри кургана оказался твердым и промерзшим, поэтому купцы решили прервать свое предприятие и вернуться в Тану. Однако желание отыскать сокровища было настолько велико, что к концу марта следующего года они снова вернулись на судах и лодках к кургану, привезя с собой уже сто пятьдесят землекопов. «Мы нашли все, как было предсказано, — пишет Барбаро, — Поэтому мы еще больше уверовали в то, что нам говорилось, и на столько, что в надежде отыскать сокровище мы пустились таскать носилки усерднее, чем те люди, которым мы платили, и как раз я стал мастером по носилкам. Удивительное заключалось в том, что верхний слой был черен от травы, затем по всей поверхности лежал уголь… Ниже, на глубину еще одной пяди, лежала шелуха от проса… Еще ниже лежала рыбья чешуя, а именно чешуя морского окуня и других рыб, и так же на глубину одной пяди… Проделав раскопки и не найдя сокровища, мы решили провести еще два рва в глубь большого кургана, шириной и высотой в четыре фута; прокопав их, мы нашли белый и настолько плотный грунт, что сделали внем ступеньки, по которым и таскали носилки.
|
Первое найденное в 2007 г. погребение было совершено 5 тыс. лет назад, в эпоху бронзы |
Углубившись почти на пять футов, мы нашли на этой глубине несколько глиняных сосудов; в некоторых была зола, в других уголь, некоторые были пусты, другие наполнены костями осетровых рыб. Нашли так же пять-шесть бусин величиной с померанец; они были из обожженной глины, глазурованные, похожие на те, что изготавливаются в Марке и привешиваются к неводам. Еще нашли мы половину маленькой ручки от серебряного котелка; сверху на ней была змеиная головка. Когда наступила святая неделя, принялся дуть восточный ветер с такой яростью, что поднимал землю и вырытые комья и камни и бросал их в лицо рабочим так, что сочилась кровь. По этой причине мы решили остановиться и не предпринимать более никаких попыток. Это было в понедельник после Пасхи».
Цель не была достигнута, предприятие обернулось крахом для его организаторов. С тех пор, как пишет автор, это место стало называться «Франкской ямой», «потому что проделанная нами в течение немногих дней работа была настолько велика, что казалось – здесь за это короткое время действовало не меньше тысячи человек».
Поиски сокровищ привели средневековых кладоискателей, ставших на время археологами и оставивших подробное описаниеметодики проведения своих раскопок и найденных артефактов, на холм одного из шести городищ, находящихся на территории современного города Ростов-на-Дону. Многие ученые считают, что это был холм Кобякова городища.
|
Важный элемент меотского погребального
обряда — миска под головой умершего |
Первые научные исследования были проведены на холмах Кобякова городища геологом В.В. Богачевым в 1901 г. Он провел несколько верти-
кальных зачисток обрывов и получил важные результаты для последующего изучения Кобякова городища. Приведем слова из его отчета. «…В обрыве к Дону идут слои из пепла, ила, песка, в которых в их плоскостях лежат скелеты крупной рыбы – осетров, сомов, сазанов, судаков и другой, часто в совершенно целом виде, вместе с костями млекопитающих животных. Кости рыб преобладают в нижних слоях, где уже обильно встречаются черепки хорошей посуды из красной глины». Таким образом, Богачев не делая раскопок, впервые обнаружил два культурных и хронологических слоя городища. Им так же впервые был открыт некрополь древних жителей городища, расчищено 20 скелетов. В.В. Богачевым был выделен важный признак, замеченный им у погребенных – удлиненные черепа.
Первые планомерные археологические раскопки Кобякова городища проводил в 1925 – 1928 гг. известный русский и советский археолог, наш земляк, руководитель Северо-Кавказской археологической экспедиции института Истории материальной культуры Александр Александрович Миллер. В результате его исследований был открыт третий культурный слой – средневековый. Еще один культурный слой, найденный на городище экспедицией А.А. Миллера, относится к более поздней истории Дона – новой, ко времени появления здесь казачьих станиц. С этим открытием связана почти детективная история, описанная в дневнике Александра Александровича. Приводим ее дословно.
|
В 2007 г. впервые при раскопках некрополя была найдена костяная коробочка-пиксида для хранения мелких предметов женского обихода. |
«Открытие пещеры. Работы по исследованию древних культурных отложений в городище, внезапно нарушены были случайным открытием на первом холме городища – 8 июля… Один из железнодорожных рабочих, живущий поблизости от городища, пришел на первый холм с лопатой и стал рыть яму, в которую он затем провалился, попав в какое-то подземное помещение. Выбравшись из помещения, рабочий вскоре возвратился, принеся с собой фонарь. В этот момент он был замечен моими сотрудниками, которые и запретили ему вновь проникнуть в пещеру. Рабочий рассказал, что он хотел откопать и убить желтобрюха, который скрылся в норе, но, вырыв неглубокую яму, провалился в пещеру, в которой нашел сундук…
Осмотрев яму и оценив всю обстановку, я принял следующее решение: 1/ - засыпать яму, 2/ - приступить к систематическим раскопкам в целях вскрытия пещеры из боковой глубокой западины и выяснить ее отношение к разновременным культурным отложениям городища…
Раскопка была произведена со стороны глубокой ложбины, пересекавшей часть первого холма…, раскоп направлен был вправо, где можно было ожидать западную стену пещеры. Заложенный камнем вход в пещеру я считал нужным сохранить до исследования с внутренней стороны.
Пещера представляла собой помещение, состоявшее из двух частей – восточной…, и западной, расположенной под прямым углом к первой. Оба эти помещения отделялись небольшим уступом в стене. Вход во вторую часть пещеры был заложен камнями, и кладка эта укреплена была изнутри деревянными подпорами. В восточной стене вырублена была небольшая прямоугольная ниша, в которой находился деревянный, окованный железом ящик.
|
Глубокая подземная камера погребальной конструкции — катакомбы. |
Стены пещеры сохранились, в общем, хорошо, но со сводчатого потолка значительная часть почвы осыпалась. Пол пещеры представлял собой ровную поверхность, рыхлой осыпавшейся мешаной «культурной почвы» городища. На полу и в деревянном ящике найдено было несколько крупных фрагментов глиняных широкогорлых горшков с росписью по верхнему краю, параллельные линии и волнистая линия. Подобный горшок был мной найден в одном из курганов у станицы Елизаветовской, в «казачьем» впускном погребении, относящемся к первой части XIX века… Весь пол пещеры, помимо осыпи с потолка, оказался насыпанным и засыпка эта покрывала два деревянных гроба, стоявших вдоль пещеры, но не по ее оси, а с некоторым отклонением. Дерево гробов довольно хорошо сохранилось, в них находилось два скелета /голова назапад/, при которых были найдены: деревянный нательный резной крест, медный литой золоченный нательный крест /конца XVIII в./ и две старообрядческие лестовки. Гробы стояли на поверхности настоящего пола пещеры.
|
Вокруг голеней погребенной найдено скопление мелкого стеклянного бисера от расшивки одежды. Расчищать нужно тщательно и осторожно |
…По рассказам старожилов, на первом холме Кобякова городища было древнее старообрядческое кладбище с погребениями каких-то чтимых лиц, так как в старое время сюда приходили старообрядцы, на холме молились и плакали».
Находка склепа с захоронениями XVIII века на территории Кобякова городища имеет исторические корни. В книге донского краеведа Е. П. Савельева «Курганы, шляхи и река Маныч», вышедшей в серии «Археологические очерки Дона» в 1930 г., говорится о том, что первое упоминание о Кобяковом городище имеется в письме посла Ивана Новосельцева царю Ивану Грозному от 1570 г. В устье Аксая под Кобяковым городищем состоялась встреча Новосельцева с азовским послом Агой Закафеем. Здесь был расположен крайний от турецких владений пограничный казачий стан еще в XVI в. В XVIII в. на месте городища был казачий Роговой стан. В 1777 г. его переименовали в станицу Сретенскую, кладбище которой, видимо, было расположено на первом холме городища.
Далее, к главе II